Горячность перепалки, идущей вокруг этой акции, кажется странной. Ну, в самом
деле: хочешь носить такую ленточку — носи, не хочешь — не носи;
в раж-то впадать зачем? Но дискуссия идёт страстная. Если судить по общедоступным СМИ,
начатки приличий в ней
всё-таки блюдутся, если же заглянуть в блоги и на форумы, о приличиях и речи нет. Там
можно прочесть, например, что "сегодня в России георгиевская ленточка есть по сути
своей
фашистский символ". Поскольку всё сущее разумно, такому ожесточению должны быть некие достаточные
причины.
Они, конечно же, не в самих ленточках. Эту акцию — в преддверии Дня Победы в знак
памяти и гордости прикреплять георгиевские ленточки к одежде или привязывать их к антеннам
машин — Наталья Лосева из "РИА Новости" придумала ещё к 60−летию Победы, и придумала
отлично. Выбор знака акции предельно естественен: это традиционные цвета воинской
доблести, цвета ордена Славы и медали "За победу над Германией". Ни в прошлом,
ни в позапрошлом году особой брани эта идея, сколько помнится, не вызывала, а тут
вдруг началось. Что же изменилось? Изменений два: акция набрала обороты, стала
заметнее — и в ней существенно активнее, чем прежде, участвуют власти.
Оба эти изменения не могли не привести, помимо прочего, и к умножению числа эпизодов,
глаз отнюдь не радующих: и (как говорят; конкретных примеров я не видел) насильственное
втюхивание ленточек городскими властями, и пьяная гопота, и поющая попса с этими
ленточками на самых неожиданных местах, и проч. Но иначе и быть не могло. Нигде
и никогда не бывает действительно массовых движений, в которых не заметны разного
сорта малоприятные фигуры, — и не бывает ничего действительно массового, в чём
с известного момента так или иначе не участвует власть; грациозность же наших
чиновников известна. А здесь речь идёт о явлении чрезвычайно массовом: искреннее
уважение к Дню Победы питает явное большинство наших соотечественников. Речи о том,
что День Победы — если не единственная, то главная общая ценность, позволяющая
нам сегодня считать себя не территорией с населением, а страной, слышны гораздо
чаще, чем их опровержения.
Все последние годы многих тревожит печальная мысль, что эта прочнейшая скрепа
временна: уйдут из жизни последние фронтовики, своим существованием дающие прямой
смысл памятной дате, — и всё постепенно забудется. Для новых поколений, в большинстве
своём уже сегодня нетвёрдо различающих Вторую мировую и Четвёртую пуническую,
а предков своих дальше деда начисто не помнящих, от Девятого мая останется только
ни о чём не говорящий выходной. Растущая популярность акции с ленточками даёт
некоторую надежду на то, что будет не так. Что молодые люди привыкнут ощущать
эту общую ценность страны — наверняка не так, как мы, тем более не так, как наши
отцы, но — как свою. Если со временем эта акция войдёт в привычку, избавляясь
от стартовых нелепостей, то есть шанс, что она поможет воссоздать и укрепить столь
необходимую общую уверенность: Россия была и есть, а значит, и будет. Хотя
бы из-за одной этой надежды стоило бы, на мой взгляд, ассоциировать ленточку не с неприятным
тебе лицом, её тебе предложившим или
по-дурацки её надевшим,
а всё-таки с тем, что она прямо символизирует.
Удержаться от поношений этой акции следовало бы, полагаю, даже тем, кто не приемлет
ничего с участием нынешней власти (или даже ничего, не сводящегося к борьбе против
неё). В этом случае
как-то слишком трудно утверждать, что критические стрелы летят именно в режим, а не в страну.
Если оппозиционеры хотят увлечь за собой
сколько-нибудь широкую публику, они не должны клеймить званием быдла или шпаны даже за неуклюжие
действия во славу национальной святыни. Далеко не ходить — ведь только что эстонская
история показала, как чувствительна эта тема, как близка она к самым глубоким
общественным нервам. Однако, как мы видим, находятся люди, упускающие великолепный
случай промолчать.
Возьмём запредельный случай — цитированного мной в начале колонки блоггера. Почему
георгиевская ленточка оказалась "фашистским символом"? А потому что "всё это задумано
с одной только целью: представить нынешнюю эрэфию как законного наследника победителя зла и, следовательно, самосущего добра. А это, собственно, и есть начало фашизма, во всяком случае, его идеологического
обоснования". Последнюю фразу не комментирую (замечу только, что она забавно звучит
применительно к США),
но нынешняя-то Россия и вправду — законный наследник. РФ не есть идеальная страна; не был идеальной
страной и СССР, победивший зло в Великой войне; не была идеальной и Российская империя, воинскую славу которой
продолжила и закрепила победа 45−го года. Но это — одна и та же страна. Каждый
раз другая
и всё-таки та же: Россия. Называть фашизмом стремление сохранить важнейший или один из важнейших
стержней, связывающих её единство,– значит прямо требовать, чтобы России не было.
Стыдно.
Возвращаясь к ленточкам, отмечу, что идея вовсе не уникальная: в Англии накануне
Дня памяти повсюду раздают стилизованные маки, в Канаде — гвоздики. Не бесплатно,
за деньги — кто сколько даст, а выручка идёт на помощь ветеранам. Возможно, со временем
так сложится и с георгиевскими ленточками. Впрочем, этого можно и не дожидаться.
Многие критики акции укоряют власти за то, что они потратили на неё деньги, которые
следовало бы отдать ветеранам. Может, и так. Но на сайте самой акции, да и в других
местах, висят реквизиты нуждающихся в помощи ветеранских госпиталей — вперёд!
К власти можно предъявлять претензии по эстонской истории: на прямое оскорбление,
нанесённое такому множеству граждан страны, нужно было найти более внятные и достойные
ответы, чем хэппенинг у эстонского посольства и бормотания неизбывного Онищенко.
Но бранить власть за то, что она сочла разумной действительно разумную идею Лосевой
и, как умела, к ней присоединилась,
всё-таки удивительно глупо. Критики говорят, что власть хочет присвоить себе Победу.
Не знаю, хочет ли, но знаю, что это невозможно: у Брежнева пропагандистский аппарат
был куда сильнее, но и ему не удалось.
В этот раз я ленточки не носил. В будущем году непременно надену.