"На рынке негосударственных пенсионных услуг наступает переломный момент – НПФ
поворачиваются лицом к розничному клиенту. В результате обостряется конкурентная
борьба: клиентов мало и фонду нужно чем-то отличаться от конкурентов. Помочь НПФ
в этом деле может рейтинг надежности", - заявляет руководитель направления рейтингов
НПФ рейтингового агентства "Эксперт РА" Ирина Рудых.
Как показало исследование, последние несколько лет негосударственные пенсионные
фонды (НПФ) демонстрируют устойчивый рост. С 1998 года размер средств пенсионных
резервов вырос более чем в 101 раз, численность участников фондов по негосударственному
пенсионному обеспечению (НПО) – в 3,6 раза. Услугами НПФ охвачено почти 7% экономически
активного населения России. Но отечественные пенсионные фонды пока значительно
отстают от своих западных собратьев. Если сравнивать долю пенсионных активов в
ВВП, то российские НПФ еще не имеют и 2%, тогда как в большинстве развитых стран
Запада этот показатель превышает 50%. А в некоторых объемы добровольно накопленных
пенсионных активов сопоставимы с ВВП.
Но, несмотря на это, НПФ уже заняли важное место, как в пенсионной системе Российской
Федерации, так и на ее финансовом рынке. Сейчас рынок негосударственных пенсионных
услуг находится в преддверии взрывного развития. Во-первых, стимулом к этому служит
заинтересованность государства в пенсионной реформе. Во-вторых, до недавнего времени
основная часть НПФ являлись элементами корпоративной и кадровой политики при крупных
предприятиях. Крупные корпоративные фонды уже отрегулировали механизм работы со
стратегическим клиентом, и в скором будущем следует ожидать исчерпания возможностей
по дальнейшему развитию только за счет материнской компании. Корпоративные фонды
являются основными поставщиками клиентской базы, но этот сегмент близок к насыщению,
о чем можно судить по замедлению темпов роста пенсионных резервов.
Для дальнейшего развития НПФ необходимо выходить на открытый рынок. Но быть активными
участниками открытого рынка частных сбережений тяжело. Обостряется конкуренция,
и фондам приходиться вкладываться в развитие региональных сетей, происходит активизация
маркетинга и PR и прочее.
Негосударственным пенсионным фондам для успешного развития необходимо грамотное
позиционирование, эффективные каналы продаж, хороший сервис, индивидуальный подход
к клиенту и, самое главное, высокий уровень надежности.